header

Мануйлов В.Б.

Выпускник Челябинского ВВАКУШ 1974 года лейтенант Мануйлов Валерий Борисович погиб при исполнении служебных обязанностей 7 июля 1975 года в авиакатастрофе самолета Ил-28 Барнаульского ВВАУЛ.

Катастрофа самолёта Ил-28 на учебном военном аэродроме в городе Камень-на-Оби в/ч 48213 произошла ранним утром в понедельник 7 июля 1975 года. Самолёт, пилотируемый курсантом-четвёрокурсником Валерием Шпортовым, при заходе на посадку врезался в землю прямо по курсу посадки, не долетев до полосы примерно 10 километров. Все трое членов экипажа – лётчик (курсант Валерий Шпортов), штурман (лейтенант Валерий Мануйлов) и стрелок-радист (сержант-срочник), - погибли в момент столкновения самолёта с землёй и сгорели.

Выводы комиссии: «Лётчик перепутал 1200 м с 200 м и продолжал снижаться до столкновения с землей».

Мануйлов Валентин Борисович

Мануйлов Валентин Борисович


Последний полёт

7 июля 2005 года – спустя 30 лет со дня гибели самолета Ил-28 очевидец катастрофы – бывший военный лётчик майор запаса Александр Лутковский вспоминает о трагедии в Каменском учебном полку Барнаульского ВВАУЛ

Катастрофа самолёта Ил-28 на учебном военном аэродроме в городе Камень-на-Оби произошла ранним утром в понедельник 7 июля 1975 года. Самолёт, пилотируемый курсантом-четвёрокурсником – Валерием Шпортовым, при заходе на посадку врезался в землю прямо по курсу посадки, не долетев до полосы примерно 10 километров. Все трое членов экипажа – лётчик (курсант Валерий Шпортов), штурман (лейтенант Мануйлов) и стрелок-радист (сержант-срочник), - погибли в момент столкновения самолёта с землёй и сгорели.

Члены комиссии по расследованию катастрофы пришли к заключению, что крушение самолёта произошло из-за невнимательности лётчика. По их мнению, курсант допустил ошибку в определении высоты полёта по прибору, перепутав показания высотомера ровно на одну тысячу метров. В заключении комиссии было записано – «Лётчик перепутал 1200 м с 200 м и продолжал снижаться до столкновения с землей». Выводы комиссии подкреплялись тем, что место падения самолёта находилось точно на посадочном курсе - примерно за 10 километров до установленного места посадки, а скорость самолёта при первом столкновения с землёй намного превышала скорость, которая должна быть на планировании после пролёта дальнего привода.

Прослушивая в ходе расследования магнитофонную запись полёта, было засечено, что между докладами на «1800» и на «1200» прошло времени не 60 секунд, - это потеря 600 м с вертикальной скоростью 10м/сек, а 160 секунд. И всё стало ясно.

Необходимо отметить, что с целью экономии ресурса в простых метеоусловиях РСП не включали. Поэтому в тот роковой день радиолокационный контроль высоты полёта самолёта отсутствовал.

Так же в процессе расследования обнаружился факт, что столкновение самолёта с землёй было двойным. Первое касание произошло строго на посадочном курсе, что свидетельствует о том, что заход по направлению был сделан идеально. После первого касания самолёт подбросило, т.к. передняя стойка, выдержав удар, сработала по типу катапульты.

Хотя основной версией причины взмывания самолёта является прорыв передней группы баков и резкое смещение центровки самолёта назад. Ведь самолёт совершал первый полёт в начавшуюся лётную смену, и его заправка была полной. Согласно второй версии, после удара самолёта о землю прорвалась и мгновенно опорожнилась передняя группа топливных баков, расположенная между кабиной лётчика и бомбовым отсеком. В результате резкого смещения центровки самолёта в сторону хвостового оперения, самолёт взмыл в небо «прощальной свечой», сверкнув в лучах утреннего солнца «серебряным крестом». Как раз в этот самый момент я и увидел символический «крест» самолёта. После второго падения самолёта уже последовал взрыв. Вдалеке у горизонта взвилось вверх густое белое грибообразное облако, а несколькими секундами позднее повалил густой черно-серый дым.

7.7.2006 г.

Museim CHVVAKUSH

Образец заявки на экскурсию в Музей Челябинского высшего военного авиационного Краснознаменного училища штурманов

Publish modules to the "offcanvs" position.